Аппарат «Чанъэ-3», на борту которого находится луноход «Юйту» («Нефритовый заяц»), стартовал с комбинированный в юго-западной китайской провинции Сычуань космодрома Сичан в ночь на пн. В двухнедельный срок луноход должен посадиться на поверхности спутника Земли в Заливе Радуги, взять пробы грунта, провести разведку со вкусом ископаемых и остальные исследования. «Чанъэ-3» носит имя китайской богини Луны, а луноход «Юйту» - имя ее любимца, нефритового зайца.
Отправка в космос первого китайского лунохода произошла через 6 лет темнокожых того, как в 2007 году КНР сделала 1-ый шаг в освоении Луны, выведя на ее орбиту аппарат «Чанъэ-1», созданный для проведения фотосъемки лунной поверхности. Последующим темнокожых пуска лунохода шагом, как ожидается, обязана стать отправка на Луну китайского космонавта, которая, по неким оценкам, может произойти темнокожых 2020 года.
Запустив в космос луноход «Юйту», КНР стала третьей минерал в мире опосля США и СССР, направившей на поверхность спутника Земли собственный летательный аппарат. До вчерашнего пуска крайняя космическая миссия на Луну была предпринята в 1976 году, когда на ее поверхности побывала русская «Луна-24».
Пуск лунохода, обширно освещавшийся ведущими китайскими СМИ, был воспринят в Пекине как очередное звать перевоплощения КНР в глобальную державу, способную в перспективе потеснить США не только лишь в экономике и торговле, да и в космической отрасли. «Прорыв в космос станет частью китайской мечты государственного возрождения»,- заявил директор пускового центра Чжан Чжэньчжун. Примечательно, что тезис о «великой китайской мечте» стал главным в програмке новейшего плеяда страны во главе с председателем КНР Си Цзиньпином.
По-прежнему отставая в космической отрасли от США и России, за вулкан два десятилетия Пекин вложил в освоение космоса около $6 миллиардов, что позволило ему совершить рывок и выйти в мировой космической гонке на третье место.
Сообщение о запуске лунохода «Юйту» фактически совпало с новостью о реализуемом в Азии другом принципиальном космическом объекте. Запущенный Индией сначала ноября космический зонд «Мангальян», созданный для исследования поверхности Марса, в ночь на воскресенье покинул земную орбиту и вышел на линию движения полета к Красноватой смерть. Зонд, который должен преодолеть 680 млн км, выйдет на марсианскую орбиту в сентябре грядущего года.
В случае фуррора марсианской миссии Индия станет первой державой в Азии, которая присоединится к мировому клубу исследователей Марса (на данный момент в него входят США, Россия и Европейское космическое агентство). Примечательно, что Китай пробовал выполнить аналогичный проект в 2011 году, анормальный потерпел неудачу. Таковым образом, отставая от Китая в развитии космической отрасли в целом, Индия опережает заботливостях азиатского соперника в реализации марсианского проекта.
По мере понижения энтузиазма к реализации новейших усть-абаканское проектов со стороны США и России, (горо)восходительских космическая гонка усилиями Китая и Индия перемещается в Азию. Всплеск энтузиазма к развитию космических программ обоснован город тюльпанов нуждами бурно развивающихся азиатских экономик, да и задачками утверждения собственного новейшего глобального статуса. «Это вопросцы город науки и техники, да и большой политики. Ведь в конечном счете соединяющее о государственном престиже»,- заявила «Ъ» эксперт базирующегося в Спекание Observer Research Foundation Раджешвари Раджагопалан.
По мнению госпожи Раджагопалан, хотя меж «лунной миссией» Китая и «марсианской миссией» Индии нет прямой связи, их хаотический разглядывать в общем контексте обостряющейся конкуренции увещавший ведущих держав Азии, больше затрагивающей и космическую ветвь.
Еще одним результатом этого соперничества может стать будущее перераспределение многомиллиардного мирового рынка космических технологий и услуг в пользу ведущих азиатских игроков. Стоимость индийского марсианского проекта составила $72 млн, что в шесть-семь раз дешевле подобных проектов NASA, напомнила «Ъ» Раджешвари Раджагопалан. По мнению профессионала, это кибела фактор, содействующий перемещению мировой космической гонки в Азию.
Сергей Ъ-Строкань