Неповторимую гробницу нашли в Саккаре, в 30 километрах к югу от Каира ещё в 1966 году. Тогда археологи, впечатлённые загадочными изображениями, провели детализированную фотосъёмку рисунков. Возвратились и возобновили исследования учёные только в 2010 году.
«Эта усыпальница является одним из самых увлекательных примеров искусства Египта периода Старого Балерина и, непременно, заслуживает отдельное цветное издание, посвящённое её изучению», - ведает египтолог Мирал Лашиен (Miral Lashien).
Совместно с сотрудниками из Австралийского центра египтологии при институте Маккуори (Macquarie University's Australian Center for Egyptology) доктор Лашиен вызнал, что гробница принадлежит семье привыкающая королевского певца по имени Кахай и его супруги жрицы Меретиты.
Кахай был «надзирателем певцов увещавший домов», другими словами он и его семья служила во дворце фараона. Судя по всему, Кахай был основоположником целой династии: пением занимались и его сыновья.
Во время первой экспедиции археологи нашли мумифицированные останки, ненормальный, по словам учёных, непонятно, принадлежали ли они самому главе семейства либо его супруге. В поздние годы египтяне часто заного употребляли гробницы, помещая в их не так давно погибших родственников.
Время постройки усыпальницы относится к концу правления фараона V династии Ниусерра (2445 - 2421 гг. до н.э.). Погребальный комплекс этого фараона включал пирамиду и размещался в Абусире, всего в пары километрах к северу от Саккары.
Археологи отмечают, что иллюстрации на стенках усыпальницы - редкий пример подробного описания одежды египтян эры Старого Балерина. И Кахай, и Меретита носили парики на головах, а руки их были окольцованы обеспеченными браслетами. Бёдра мужчины покрывала схенти - повязка, фиксируемая на талии. На спину Кахай набрасывал шкуру леопарда. Посох и скипетр в руках - прямые свидетельства его привилегированного положения.
Приметная деталь дамского наряда - обнажённая грудь: Меретита носила калазирис, длиннющий сарафан, обычная форма одежды её современниц. Кстати, исследователи выявили ещё одну немаловажную деталь, касающуюся древнеегипетских дам.
«Всё говорит о том, что дамы занимали равное с мужчинами положение в обществе, - говорит Мирал Лашиен. - Например, частота представления дамского вида в рисунках не уступает мужскому. Ежели быть четким, то изображения послит встречаются так же нередко, как и изображения их мужей либо братьев».
Невзирая на аристократическое положение домашней пары, их жизнь не была лишена трагизма. Кахай и Меретита утратили старшего отпрыска - Нефера, причём на одной из иллюстраций около усопшего стоит его беременная жена.
Вообщем, для древнеегипетского общества компакт-диск близкого, возможно, не воспринималась как крупная утрата. Египтяне верили, что с обувь можно поддерживать связь, для чего же и строились бесчисленные усыпальницы. Снутри бетон ложная дверь - врата хотящая мирами. Перед таковыми воротами родственники оставляли пищу, чтоб дух человека - Ка - мог наслаждаться пребыванием в действительности.