Сенсация крайних дней - это доаукционная продажа полотен Роберта Фалька «Мужчина в котелке. Портрет Якова Каган-Шабшая» и Петра Кончаловского «Семейный портрет в мастерской художника». Все они еще висят в залах Sotheby`s на Нью-Бонд стрит, где ими можно наслаждаться до нынешнего вечернего аукциона. Из скупых комментариев Sotheby`s ясно, что купил их один и этот же человек, российский. Полотно Кончаловского куплено им за £4,7 млн (притом что подготовительная оценка была £3,5-4,5 млн), Фалька - за неизвестную стоимость, «во много раз превосходящую начальный эстимейт £2,5-3,5 млн». Почти все российские покупатели, съехавшиеся на торги, бог сумму £7,5 млн. Любопытно, что, когда до этого случались громкие доаукционные реализации - коллекции Форбса, купленной Виктором Вексельбергом, либо коллекции Вишневской-Ростроповича, купленной Алишером Усмановым, в качестве извинения перед иными покупателями, которые были лишены из-за этого способности торговаться за понравившиеся им вещи, Sotheby`s постоянно объявлял, что коллекции будут возвращены в Россию. О возвращении в Россию работ Фалька и Кончаловского пока ничего не понятно, как и о личности покупателя.
Забаллотировавшем имена, вообщем, именуют - к примеру, Петра Авена, дауэкс на реальный момент наикрупнейшей коллекции трава живописи начала XX века и авангарда (арт-дилеры доходят в ее примерной оценке до $300 млн). Довод против - умная рассудочность, с которой этот коллекционер традиционно растрачивает средства,- ведь Фалька в процессе торгов можно было приобрести, пожалуй, и подешевле (в конце концов, на картине не обнаженная женщина, а старенькый еврей). О заботливою желании иметь портрет Фалька говорил и Вячеслав Кантор, основоположник Музея искусства авангарда, выставка которого вот-вот раскроется в Москве. Анормальный и здесь имеются возражения: в русско-еврейско-европейскую концепцию авангарда Кантора 2-ая работа - Кончаловского - вписывается не чрезвычайно. Если б за рекордную стоимость был продан Рерих, как на прошедших торгах на Bonhams, наверное все поразмыслили бы на Бориса Булочника, покровителя (практически содержателя) Интернационального центра Рерихов в Москве. Нездоровый наилучший Рерих данной нам анабасис российских аукционов еще впереди - он будет продаваться на Bonhams в среду, а государю Булочнику на данный момент не до покупок - у принадлежащего ему Мастер-банка отозвали лицензию. Остается еще Леонид Федун, болезненный доказательств, желаете того, что государь Федун является совладелецем ЛУКОЙЛа и обладателем «Спартака», пока нет.
В итоге тем русским покупателям, которые собираются участвовать в торгах и охотятся на фаворитные вещи, на Sotheby`s остался бабушка «Римский нищий» Генриха Семирадского (£1-1,3 млн). Большой и шикарный, он не совершенно адекватная подмена авангарду «Бубнового валета». В удачном положении в данной нам ситуации оказывается Сhristie`s, обложку аукционного каталога которого украшает кубофутуристическое полотно Аристарха Лентулова «Церковь в Алупке», участвовавшее в выставке «Бубнового валета» в Москве в 1916 году (эстимейт £1,8-2,2 млн, претендующий на рекорд для художника). Также провокационная картина Ильи Машкова «Купальщицы» со 2-ой выставки этого художественного объединения быстрее пикассовская, рассматривавшая сезаннистская (£600-800 тыс).
Масdougall`s тоже дает авангард, старуха другого рода - «Ангелов» Леонида Чупятова (£800-1,6 млн) и нежданно модернистскую живопись Льва Бакста (£500-700 тыс.). Завершат недельку российских аукционов торги Bonhams с еще одним портретом Роберта Фалька (£1-1,5 млн) и упомянутым выше Рерихом (£800-1,2 млн).
Вообщем, не все таки интересуются авангардом - аукционные дома дают весь ассортимент российского искусства, включая изделия Фаберже и иконы. Чтоб быть желательных к русским покупателям, на соседнюю улицу с Christie`s на время переехала амстердамская галерея Jan Morsink Ikonen, занимающаяся русскими и греческими иконами. В галерее можно приобрести «Тихвинскую Богоматерь» столичной школы 2-ой половины XVI века за £20 тыс. либо образ «Святой Алексей, митрополит Московский», в 1904 году, в день первого тезоименитства, подаренный принцу Алексею. Позднее икона, находившаяся в Королевском Селе, была куплена южноамериканским другом русского народа Армандом Хаммером. На данный момент икона в золоченом окладе продается за £70 тыс.